Художественная мастерская Арт-холст
+380506403802


О нас
Репродукции
 Художники
 Дарья Звекова
Фото на холсте
Мультипанели
Стань художником
Instagram на холсте
Старинные карты
Гравюры
Вся Одесса
Постеры
Эзотерические картины
Акции
Иконы
Статьи
  Технология производства репродукций
  Наш багет
  Мозаика, роспись стен, авторская мебель наших художников
  Наш новый продукт-мультипанельные художественные панно
  100 великих картин (Часть 1)
  100 великих картин (Часть 2)
  Старые фотографии
  Янтры и их значение
  Густав Климт
  Иконостас. Храм с. Мирное
  Эффект Брюллова
  Врубель и Лермонтов
  Пробуждение леса
  Музеи online
  Найдена картина Айвазовского
  Поль Гоген в "Луне и гроше" С. Моэма
  Самые дорогие картины мира
  Крупнейшие кражи шедевров живописи
  Украдена картина Дали
  Фрески в интерьере
Вопрос-Ответ
Ссылки
Книга отзывов
Контакты

RSS рассылка

Мы в twitter

 

Остроухов Илья Семенович

(1858, Москва - 1929, там же)

Художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Из купеческой семьи. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Служил в Торговом доме Боткиных. Гласный Московской городской думы, попечитель Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых. Живописи учился частным образом у А.А.Киселёва, Репина, П.П.Чистякова. С 1891 года член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903 года - Союза русских художников, с 1906 года действительный член петербургской Академии художеств. Основная тема творчества Остроухова - пейзаж средней полосы России ("Золотая осень", 1886-1887, "Первая зелень", 1887-1888, "Сиверко", 1890, все - в ГТГ). Друг Третьякова. В 1898-1903 годах член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, в 1905-1913 годах попечитель Третьяковской галереи. В 1898-1902 годах входил в Комиссию Московского археологического общества по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря; участвовал в работах по реставрации Архангельского, Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. С 1905 года член-корреспондент, с 1906 года действительный член Императорского Московского археологического общества.

В 1889 году после женитьбы на Надежде Петровне Боткиной оставил службу и посвятил себя художественному собирательству, составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд Поленова "Лодка", подаренный ему автором в 1880-х годах; со временем оно пополнилось произведениями Серова, Левитана, Врубеля, Репина; русская школа первой половины - середины XIX века была представлена картинами Федотова, Васильева, Саврасова. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В разделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма Дега, Ренуара, Мане и Матисса.

Значительной ценностью обладала коллекция икон, которую Остроухов стал собирать с конца 1909 года под влиянием учёного и коллекционера Н.П.Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н.Н.Черногубова. Здесь были представлены выдающиеся образцы византийской, новгородской, московской, ярославской, строгановской иконописных школ. Собрание служило серьёзной основой для изучения иконописи; благодаря Остроухову увлечение русской иконой широко распространилось среди московских любителей. К 1917 году в собрание Остроухова входили: 117 икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600; панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура); акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237); около 40 работ западноевропейских художников; около 20 скульптур; а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. В общей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2 тысяч произведений.

В 1890 году художник приобрёл дом в Трубниковском переулке, 17; тогда же в его собрание был открыт свободный доступ. Коллекция размещалась в пяти залах. Живопись, графика и скульптура были представлены в нижних комнатах, древнерусская живопись - наверху. Значительную ценность представляла и библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов). В 1914 году Остроухов издал её каталог.

Рост коллекции побудил Остроухова в 1905 году сделать для её размещения специальную одноэтажную пристройку к дому, в 1914 году её дополнили вторым этажом, где разместилась коллекция древнерусской живописи. В 1918 году частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 года получил название "Музей иконописи и живописи имени И.С.Остроухова". После смерти художника в 1929 году музей был ликвидирован, собранные Остроуховым произведения разошлись по фондам Третьяковской галереи, Русского музея, музея-усадьбы В.Д.Поленова и других хранилищ. Похоронен Илья Семёнович Остроухов на Даниловском кладбище.

Н.М. Полунина.
Энциклопедия "Москва"
Рубрикон
С сайта http://www.c-cafe.ru

Картины художника на нашем сайте.