Художественная мастерская Арт-холст
+380506403802


О нас
Репродукции
 Художники
 Дарья Звекова
Фото на холсте
Мультипанели
Стань художником
Instagram на холсте
Старинные карты
Гравюры
Вся Одесса
Постеры
Эзотерические картины
Акции
Иконы
Статьи
  Технология производства репродукций
  Наш багет
  Мозаика, роспись стен, авторская мебель наших художников
  Наш новый продукт-мультипанельные художественные панно
  100 великих картин (Часть 1)
  100 великих картин (Часть 2)
  Старые фотографии
  Янтры и их значение
  Густав Климт
  Иконостас. Храм с. Мирное
  Эффект Брюллова
  Врубель и Лермонтов
  Пробуждение леса
  Музеи online
  Найдена картина Айвазовского
  Поль Гоген в "Луне и гроше" С. Моэма
  Самые дорогие картины мира
  Крупнейшие кражи шедевров живописи
  Украдена картина Дали
  Фрески в интерьере
Вопрос-Ответ
Ссылки
Книга отзывов
Контакты

RSS рассылка

Мы в twitter

 

Рейнольдс сэр Джошуа

Reynolds, sir Joshua (1723, Плимптон, Девоншир - 1792, Лондон)

Английский художник. Классическое образование Рейнолдс получил у своего отца (священника, бывшего профессора Бейльелколледжа в Оксфорде), библиотека которого содержала и трактаты по живописи.

В 1740 Рейнолдс отправился в Лондон изучать изящные искусства, заявив, что он скорее станет аптекарем, чем обычным художником, то есть портретистом. Тем не менее в качестве учителя он выбирает модного в те годы портретиста Томаса Хадсона; в этом можно видеть отличительную черту его характера: он всегда искал наиболее действенный способ достижения успеха, а портрет тогда был единственным возможным заработком для художника в Англии. Влияние Хадсона, Рембрандта и Ван Дейка чувствуется в его ранних работах.

В 1743-1749 Рейнолдс работал в Лондоне и Девоншире, а затем отбыл в Италию на корабле капитана О. Кеппела (впоследствии адмирала), портрет которого он сделал за несколько сеансов, в основном в 1753-1754, уже по возвращении в Лондон. Это один из тех портретов в рост (ныне Гринвич, Морской музей), которые поставили его во главе английских живописцев.

Рейнолдс провел два года в Риме, изучая античность, произведения Рафаэля и Миксланджело. Он покинул Рим в мае 1752 и через Флоренцию, Болонью и Парму добрался до Венеции, где в течение трех недель исполнил многочисленные наброски с картин венецианских мастеров эпохи Возрождения.

Под влиянием картин Тициана, а также братьев Карраччи, Рубенса и Рембрандта, он создаст свою собственную технику, свою манеру, свое толкование светотени и цвета. И хотя позже, в своих теоретических записках, он провозглашал превосходство формы над цветом, на практике он оставался верен стилю барокко, чем сильно отличался от своих зарубежных современников.

В 1755, лишь два года находясь в Лондоне (где он останется до конца жизни), Рейнолдс имел уже более сотни заказчиков и для изображения драпировок прибегал к помощи таких художников, как Джузеппе Марки, которых он привез с собой из Рима. Он просил 12 гиней за погрудный портрет, 24 - за поясной портрет и 48-за портрет в рост. Но к 1782 эти цены возросли соответственно до 50, 100 и 200 гиней, почти вдвое больше, чем брал его ближайший соперник, Гейнсборо.

Среди портретов, наиболее характерных для 1750-х, следует назвать портреты лорда Кэткерта (приобретен управляющим графа Кэткерта), герцога Графтона (Оксфорд, музей Ашмола) и лорда Лудлоу (Воберн Эбби, собрание герцога Бедфорда). Все они исполнены в венецианской манере. Позже Рейнолдс испытывает влияние изящной манеры Рэмзи, в 1757 вернувшегося из Италии, и создаст серию нежных и интимных портретов, в основном женских, среди которых особенно хорош портрет Джорджианы, графини Спенсер, с дочерью (1759-1761, Олторп, собрание графа Спенсера).

Между тем Рейнолдс, вдохновленный успехом своих первых выставок, начинает тяготеть к более амбициозному стилю. На своей выставке, устроенной Обществом художников в 1760, он показал четыре картины, одной из которых был портрет в рост герцогини Хамильтон (Порт Санлайт, Художественная гал. леди Левер) в манто и длинной и просторной античной тунике; она опирается на барельеф с изображением "Суда Париса". Этот тип портрета, несомненно, существовал уже в XVI-XVII вв., но Рейнолдс поднял его на новую высоту, превосходящую его "обычный ранг", как позднее пояснил сам художник в своих знаменитых "Речах".

В 1760-е в творчестве Рейнолдса сосуществуют два стилистических направления - формальное и интимистское (хотя граница между ними не всегда очевидна). Именно в эти годы он начал создавать свою воображаемую галерею портретов английских аристократов, интеллектуалов и военных XVIII в., представленных в самых разных позах. Кроме того, в эту галерею входят многочисленные групповые детские портреты, а также портреты отдельных персонажей (портрет Нелли 0'Брайен, 1763, Лондон, собрание Уоллес). Для первой выставки в Кор. Академии (1769) Рейнолдс избрал исторические картины, написанные в высоком классическом стиле, и четыре женских портрета в аллегорической манере; позы фигур вдохновлены произведениями Корреджо, Альбани, Гвидо Рени и Гверчино. Этот стиль господствовал в его творчестве на протяжении 1770-х и достиг своего апогея в картине "Дочери сэра Уильяма Монтгомери в виде граций, украшающих статую Гименея" (1773, Лондон, Нац. гал.). В письме к супругу одной из моделей, который и был заказчиком этого портрета, Рейнодс написал, что сам сюжет отводит важную роль моделям и позволяет ввести грациозные исторические позы.

Когда была основана Кор. Академия (1768), Рейнолдс был единодушно избран на пост ее президента, хотя он никогда не пользовался благосклонностью короля (это был единственный недостаток его карьеры). В 1769 состоялась первая из его 15 речей, которые он произносил в Академии, как правило, в день вручения премий, вплоть до 1790. В этих речах, впоследствии опубликованных, он объясняет и комментирует ортодоксальную академическую теорию искусства, ведущую свое происхождение от литературного классицизма, начиная с эпохи Возрождения. Тем самым он стремился дать английскому искусству интеллектуальную защиту, в которой оно нуждалось, улучшить условия жизни художника в обществе и сформировать художественный вкус меценатов. Ему удалось осуществить, по крайней мере, вторую из этих задач, но его главной целью было показать, что историческая живопись, благородная и чистая по стилю, основанная на господстве формы и созданная Микеланджело и Рафаэлем, превосходит все другие формы художественного выражения.

Значение Рейнолдса как теоретика искусства особенно проявилось в его критических высказываниях, в частности по адресу Гейнсборо, его современника и соперника, на похоронах которого в 1788 он произнес свою четырнадцатую речь.

В 1781 Рейнолдс посетил Фландрию и Голландию; это путешествие, во время которого он делал много заметок, актуализировало его интерес к творчеству Рубенса. Многие портреты 1780-х отражают влияние Рубенса (портрет леди Лавинии Спенсер, 1782, Олторп, собрание графа Спенсера), хотя в то же время он отдал дань и Микеланджело ( "Портрет актрисы Сары Сиддонс в виде музы трагедии", 1784, Сан Марин, США, гал. Хантингтон). Тогда же Рейнолдс исполняет и ряд исторических картин, в которых неожиданно порывает с классической традицией ( "Макбет и ведьмы", 1789, Петморт, Сассекс, собрание лорда Эгремонта). Изза плохих пигментов и других материалов многие картины художника сохранились в поврежденном состоянии. Несомненно, Рейнолдс был самым крупным английским живописцем XVIII в., известным больше своим авторитетом, широкой натурой и связями, нежели собственно картинами. Несмотря на то что он имел серьезные недостаткион был воздержанным, но изворотливым в поведении, амбициозным, но и снобом, умным, но упрямым, великодушным к соперникам, но лишь после их смерти, - он возвел английскую живопись в ранг института, став для художников XIX в. объектом восхищения и, одновременно, критики.

Его творчество представлено во многих музеях Великобритании, в Эдинбурге, Глазго и, особенно, Лондоне (10 картин - в Нац. гал., в частности портреты графини Олбемарл, 1757-1759; лорда Хитфилда, губернатора Гибралтара, 1787; 20 - в Нац. портретной гал.; 24 - в гал. Тейт, а также в Кор. Академии, в частности два автопортрета). Большое число его работ хранится и в частных собраниях (портрет Кру в костюме Генриха VIII, 1776, собрание 0'Нейлла; портрет принца Уэльского, будущего короля Георга IV, 1783, собрание лорда Брокета). Картины Рейнолдса представлены также в американских музеях и частных собраниях (портрет Хенри Хор в виде садовника, 1788, Толедо, Огайо, Музей искусства).

http://sttp.ru

Картины художника на нашем сайте.