Художественная мастерская Арт-холст
+380506403802


О нас
Репродукции
 Художники
 Дарья Звекова
Фото на холсте
Мультипанели
Стань художником
Instagram на холсте
Старинные карты
Гравюры
Вся Одесса
Постеры
Эзотерические картины
Акции
Иконы
Статьи
  Технология производства репродукций
  Наш багет
  Мозаика, роспись стен, авторская мебель наших художников
  Наш новый продукт-мультипанельные художественные панно
  100 великих картин (Часть 1)
  100 великих картин (Часть 2)
  Старые фотографии
  Янтры и их значение
  Густав Климт
  Иконостас. Храм с. Мирное
  Эффект Брюллова
  Врубель и Лермонтов
  Пробуждение леса
  Музеи online
  Найдена картина Айвазовского
  Поль Гоген в "Луне и гроше" С. Моэма
  Самые дорогие картины мира
  Крупнейшие кражи шедевров живописи
  Украдена картина Дали
  Фрески в интерьере
Вопрос-Ответ
Ссылки
Книга отзывов
Контакты

RSS рассылка

Мы в twitter

 

Нилус Петр Александрович

   
(1869 - 1943)

Петр Нилус- поэт живописи

Мастера южнорусской школы, конечно же, создали свой общий стиль, по которому и сегодня их можно отличить в музеях и от передвижников, и от мирискусников. Но у каждого из них было свое неповторимое лицо, свой почерк, свой путь в живописи.

Иван Бунин называл своего друга Петра Нилуса поэтом живописи. Такая оценка в устах скептичного Бунина дорогого стоит. А дело ведь в том, что Петр Нилус, начавший писать картины и этюды в конце 80-х годов XIX века как реалист, к началу XX века ощутил и притягательность модерна как стиля и очарование живописи полунамеков, от которой еще шаг и создание беспредметных композиций. Этого шага Петр Александрович не сделал. Он на долгие годы остался поэтом ночных гуляний, сумерек, таинственного и праздничного состояния души, когда мир тревожен и загадочен, а человек раскрепощен и прекрасен.

Петр Нилус родился 8 (21) февраля 1869 года в родительской усадьбе, в бывшей Подольской губернии. С семи лет жил в Одессе, учился в реальном училище Петра и Павла, а затем в Одесской рисовальной школе, где его учителем был K. Kостанди. В 1920 году эмигрировал в Париж.

А теперь о том, как в мир моих художественных пристрастий вошел Нилус. Было это в самом конце пятидесятых годов. Я знал, или мне казалось, что представлял себе экспозицию Художественного музея. Из одесских живописцев больше всего ценил Костанди и Дворникова, а Нилус мне казался мастером, не поднявшимся выше жанровых картинок В.Перова, со всеми своими старичками-посыльными... И вдруг в доме Папудовой, у знакомого, ставшего затем близким приятелем, писателя Александра Суконника - большая сине-черная загадочная картина. Она втягивала, завораживала, опьяняла таинством ночи, по-врубелевски нервной и по-сомовски эротичной.

- Кто это? - спросил я, предполагая, что услышу имя кого-либо из петербургских мироискусников.

- Конечно, Нилус, - мать Алика была мной явно разочарована, она была убеждена, что я люблю этого художника не меньше, чем она...

Я ездил в Японию, когда Одесса в Стране восходящего солнца показывала свою живопись - и ретроспективу из Художественного музея, и произведения современных мастеров. Коллекцию подбирала главный хранитель музея Л.Еремина, специалист по Нилусу, автор буклета о нем. Думаю, поэтому в зале, где экспонировалась история школы - от Айвазовского до Кандинского, Петр Нилус был представлен как бы небольшим, но мощным собранием, причем не только теми картинами, которые мы знаем по одесской экспозиции, но и работами из запасников. Это было очень красиво. Но я еще раз ловил себя на мысли: а может, это наши маленькие радости?

В один из вечеров нас, одесситов, принимал крупнейший японский коллекционер.Достаточно сказать, что в его коллекции Роден и Майоль, Матисс и Пикассо... Неговоря уже о мастерах Востока - Японии, старого Китая.

Я брал у него интервью и, естественно, спросил об одесской выставке.

- Экселенс. Превосходно.

- А если бы у вас была возможность приобрести, обменять какую-либо картину для своей коллекции, что бы вы предпочли: Кандинского, Костанди, Кузнецова?..

- "Ночь" Нилуса. Я думаю, она созвучна японской душе.

Я улыбнулся. Дело в том, что я был уверен, что она созвучна душе Одессы.

K сожалению, мы хуже знаем парижские работы Нилуса, но и там они высоко ценились. Достаточно сказать, что если до революции у Петра Александровича была персональная выставка в Одессе, в 1915 году, то с двадцатого года их состоялось одиннадцать. Умер Петр Нилус 23 мая 1943 года, не дождавшись победы над фашизмом. Пронзительный некролог о нем написал Иван Бунин.

Kонечно же, можно было опубликовать ряд воспоминаний, высказываний о Нилусе, а о нем писали и Kорней Чуковский, и Андрей Седых, и Илья Репин. Но неожиданно, когда шла подготовка к Дням Kандинского в Одессе и разыскивались статьи Василия Kандинского, обнаружилось, что две статьи - Kандинского и Нилуса - опубликованы рядом, в одном и том же одесском каталоге "Весенней выставки картин" за март 1914 года. Так возникла возможность прочесть и сегодня живые мысли Петра Александровича, размышления - тогда, в 1914 году, важные для него, а сегодня, в 1996 году, не потерявшие важности и для нас.

Е. Г.

То, что теперь делают молодые художники, кажется многим странным и очень плохим. Это происходит оттого, что публика считает единственной задачей художника - передавать точно действительность, забывая или не зная, что во всемирной истории художники-реалисты не играли большой роли. Забывая или не зная, что великие произведения мирового искусства созданы не в наше время реализма, а тогда, когда художники были свободны от него. Современные молодые художники работают по методу, который применялся фресковыми живописцами, мозаичистами, русскими иконописцами.

Тогда художники заботились только о том, чтобы их произведения пленяли, помимо того, похоже это или не похоже на природу. Творчество тех счастливых времен было творчеством свободным, из себя, передачей внутреннего мира художника, и это было прекрасно.

Молодые художники, которые обратились к изучению искусства, свободного от условности реалистических пошибов, пришли к справедливому заключению, что старые декоративные художники пользовались только специальными средствами, языком живописи: чертой и краской, за немногими исключениями взятыми с натуры, и стали делать то же.

Молодые мастера доказали, что они свободны от условностей реализма, но, к сожалению, далеко не все заставляют нас восхищаться живописной красотой произведений. Многие из них вместо того, чтобы дать радость красок и линий, возбуждают одно негодование, часто справедливое, своей невзыскательностью к себе, склонностью смешивать дело искусства с выгодой и рекламой.

Петр Нилус

Журнал "Одесса", № 3, 1996

С сайта http://odessaglobe.com

Картины художника на нашем сайте.