Художественная мастерская Арт-холст
+380506403802


О нас
Репродукции
 Художники
 Дарья Звекова
Фото на холсте
Мультипанели
Стань художником
Instagram на холсте
Старинные карты
Гравюры
Вся Одесса
Постеры
Эзотерические картины
Акции
Иконы
Статьи
  Технология производства репродукций
  Наш багет
  Мозаика, роспись стен, авторская мебель наших художников
  Наш новый продукт-мультипанельные художественные панно
  100 великих картин (Часть 1)
  100 великих картин (Часть 2)
  Старые фотографии
  Янтры и их значение
  Густав Климт
  Иконостас. Храм с. Мирное
  Эффект Брюллова
  Врубель и Лермонтов
  Пробуждение леса
  Музеи online
  Найдена картина Айвазовского
  Поль Гоген в "Луне и гроше" С. Моэма
  Самые дорогие картины мира
  Крупнейшие кражи шедевров живописи
  Украдена картина Дали
  Фрески в интерьере
Вопрос-Ответ
Ссылки
Книга отзывов
Контакты

RSS рассылка

Мы в twitter

 

Брейгель Старший Питер

Питер Брейгель Старший родился между 1525 и 1530 гг. в деревне Брейгель в нидерландской провинции Лимбург. Начальное образование будущий художник получил в деревенской «приготовительной» школе. Далее судьба привела Брейгеля в Антверпен, где около середины 1540-х гг. он поступил в мастерскую известного художника Питера Кука Ван Альста, придворного живописца Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В следующем году Брейгель был принят в гильдию живописцев и тогда же поступил на работу к Иерониму Коку, опытному графику и удачливому предпринимателю, державшему мастерскую, печатавшую и продававшую гравюры.

Свою творческую карьеру Брейгель начал как рисовальщик. В 1552—53 гг. по предложению Кока он едет во Францию и Италию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. До наших дней сохранилось около 120 рисунков Брейгеля («Художник и знаток»). Иероним Кок собрал около 135 рисунков Брейгеля, которые были переведены в гравюры разными мастерами. Эти эстампы имели большой успех. Среди наиболее значительных графических работ Брейгеля — серии «Двенадцать больших пейзажей», «Маленькие пейзажи Брабанта и Кампена», «Семь смертных грехов», «Семь добродетелей» и др.

Работать маслом художник начал достаточно поздно (его первая картина датируется 1553 г.). В своем творчестве Брейгель отразил с наибольшей силой и глубиной жизнь своего народа в эпоху наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Брейгель творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор («Битва Масленицы и Поста»). Художник часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок («Детские игры»), обыгрывал в своих произведениях народные пословицы и притчи. Широкую известность приобрела картина Брейгеля «Пословицы», которую называют энциклопедией нидерландского фольклора. Многочисленные иллюстрации к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам сделали это произведение своего рода гимном человеческой глупости.

В 1563 г. Питер женился на Майкен Кук, 18-тилетней дочери своего учителя, и с молодой женой переехал жить в Брюссель. Здесь Брейгель покупает дом и открывает собственную мастерскую. Творчество художника вступает в пору зрелости. С особой охотой мастер обращается к сюжетам из библейской истории («Несение креста», «Вавилонская башня»). В некоторых из них в завуалированной форме запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев («Избиение младенцев», «Перепись в Вифлееме»). Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов («Безумная Грета»), горьких иносказаниях («Сорока на виселице»), полных глубокого трагизма символических образах («Слепые»).

Главный герой произведений Брейгеля — постоянно движущаяся народная масса. Художник создает (хотя и в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа, изображая его труд и быт, тяжелые народные бедствия; в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»).

В творчестве Брейгеля сложно переплелись грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, острая реалистическая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению. Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов, исполненных гармоничного красочного единства. Творчество Брейгеля заложило основу развития национальной нидерландской школы реалистической живописи. Исполненный художником в 1565 г. цикл картин «Месяцы» («Охотники на снегу», «Сумрачный день», «Жатва», «Возвращение стад») воспринимается как целая Вселенная, воплощенная в безыскусных и неприметных сельских видах. Бескрайние просторы равнин, речных долин, холмов и перелесков, в которых природа изображается в органической связи с жизнью населяющих ее людей, исполнены смелых реалистических наблюдений, тонко передают пространство и изменчивость световоздушной среды, воссоздают состояние жизни природы в различное время дня и года.

Почти весь последний год своей жизни Брейгель тяжело болел и совсем не работал. 5 сентября 1569 г. художник умер, оставив двух малолетних детей — Питера (1564) и Яна (1568). Оба стали художниками, известными под именами «Питер Брейгель Младший» и «Ян Брейгель Бархатный».

Отмеченное исключительной широтой и глубиной охвата жизненных явлений, ярко реалистическое и демократическое творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и заложило основы развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в.

Картины художника на нашем сайте.