Художественная мастерская Арт-холст
+380506403802


О нас
Репродукции
 Художники
 Дарья Звекова
Фото на холсте
Мультипанели
Стань художником
Instagram на холсте
Старинные карты
Гравюры
Вся Одесса
Постеры
Эзотерические картины
Акции
Иконы
Статьи
  Технология производства репродукций
  Наш багет
  Мозаика, роспись стен, авторская мебель наших художников
  Наш новый продукт-мультипанельные художественные панно
  100 великих картин (Часть 1)
  100 великих картин (Часть 2)
  Старые фотографии
  Янтры и их значение
  Густав Климт
  Иконостас. Храм с. Мирное
  Эффект Брюллова
  Врубель и Лермонтов
  Пробуждение леса
  Музеи online
  Найдена картина Айвазовского
  Поль Гоген в "Луне и гроше" С. Моэма
  Самые дорогие картины мира
  Крупнейшие кражи шедевров живописи
  Украдена картина Дали
  Фрески в интерьере
Вопрос-Ответ
Ссылки
Книга отзывов
Контакты

RSS рассылка

Мы в twitter

 

Боровиковский Владимир Лукич

Боровиковский Владимир Лукич – художник исторической, церковной и портретной живописи. Выходец из казачьего рода. Родился в Миргороде 24 июля 1757, в семье казака Луки Боровика.

Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца учился иконописи. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко.

В 1787 он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым. Эти картины обратили особенное внимание императрицы. На одной из картин  была изображена  Екатерина II, объясняющая свой Наказ греческим мудрецам, на другой- Петр I – пахарь и Екатерина II – сеятельница. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств.

В 1788 г. Боровиковский переезжает  в Петербург, но его  путь в Академию художеств был закрыт по возрасту.  Он некоторое время  он живет в доме Н.А.Львова, знакомится с его друзьями -   Г.Р.Державиным, И.И.Хемницером, Е.И.Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. С 1792 берет уроки  у австрийского живописца И.Б.Лампи, работавшего при дворе Екатерины II. Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д.Г.Левицкого, который впоследствии стал его учителем. От своего учителя, Боровиковский  перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году – советника Академии Художеств.

В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы. В числе его работ -  великолепный  портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду,  портреты Державина, митрополита Михаила, князя Лопухина – Трощинского и огромный портрет Фет – Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой в Академии Художеств.

Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит яркое выражение черты сентиментализма в своих портретах. В противовес официальному сословному портрету, он  разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.

К примеру портрет О.К.Филипповой, жены друга Боровиковского – архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора. Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада, с бледной розой в руке. Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой – все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого – почти детская нежность и мечтательная задумчивость. Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О.К.Филипповой, Е.Н.Арсеньевой, В.А.Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И.Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея – слияние человека с природой. Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа – белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.

Боровиковский занимался  и религиозной живописью, в период с  1804 по 1811 гг., участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге («Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий»).

Боровиковский  сохранял свое блестящее мастерство и зоркость глаза  на протяжении долгого времени, но в 1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, а имя Боровиковского отошло в сторону, уступая место молодым талантам.

Он был одинок в старости, избегал всяческого общения, отказывался отвечать на письма.  Он увлекся  мистицизмом, но и здесь он не нашел того, что искал. В конце жизни Боровиковский больше не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.

В последние годы жизни, Боровиковский  активно работал как педагог, устроив у себя дома частную школу. Он воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.

Умер Боровиковский 6  апреля 1825 г. в Петербурге.

Картины художника на нашем сайте.