Художественная мастерская Арт-холст


Репродукции
 Художники
Фото на холсте
Мультипанели
Старинные карты
Гравюры
Вся Одесса
Постеры
Эзотерические картины
Иконы
Статьи
  100 великих картин (Часть 1)
  100 великих картин (Часть 2)
  Старые фотографии
  Янтры и их значение
  Густав Климт
  Иконостас. Храм с. Мирное
  Эффект Брюллова
  Врубель и Лермонтов
  Пробуждение леса
  Музеи online
  Найдена картина Айвазовского
  Поль Гоген в "Луне и гроше" С. Моэма
  Самые дорогие картины мира
  Крупнейшие кражи шедевров живописи
  Украдена картина Дали
  Фрески в интерьере
Ссылки
 

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

(1878-1939)

Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР родился в городе Хвалынске Саратовской губернии. В 1897-1905 гг. он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе В.А. Серова, после чего продолжил свое обучение в студии А. Ажбе в Мюнхене и в частных академиях Парижа.

В начале своей творческой деятельности Петров-Водкин испытывал сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна». Он стал одним из первых, кто отразил символистские тенденции в русской живописи.

С начала 10-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ («Берег», «Сон») сменяются в творчестве художника эмоциональной напряженностью и пластической ясностью образов, компактностью композиции, контрастами открытых ярких красок.

Картина «Купание красного коня» является наиболее яркой работой этого периода. Она была воспринята в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объемного начал к единому монументально-декоративному целому. Интерес Петрова-Водкина к итальянской живописи

Раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветленность его работ 10-х гг.

С 1911 г. Петров-Водкин становится членом объединения «Мир искусства». В последующие годы художник продолжает развивать и разрабатывать проблемы композиции, решать колористические вопросы, одновременно объединяя все формы и планы с помощью трех основных цветов – красного, желтого и синего.

Много экспериментирует Петров-Водкин в области композиции. На своих полотнах он стремится передать неоконченное движение, пытаясь создать у зрителя развернутый во времени образ. По его замыслу зритель должен увидеть начало движения, которое осталось за рамками картины, а также понять, чем закончится изображенная на полотне динамическая ситуация. В советское время Петров-Водкин стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны, что неизменно находит отражение в его работах. Происходит своеобразное осмысление реальности, тематика картин заключается в конкретной передаче трагических и героических жизненных событий. Он создает тематические композиции, пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего («1918 год в Петрограде», «Смерть комиссара»), пишет аналитически строгие портреты (портрет А.А.Ахматовой), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции.

Одной из таких картин является «Красная мадонна». На ней изображена простая девушка, одетая в рабочую одежду, стоящая на фоне открытого окна. А за окном идет строительство «нового светлого будущего». Символичность картины заключается уже в ее названии. С момента Раннего Возрождения образ мадонны неизменно ассоциируется у нас с образом матери с ребенком на руках. В данном случае мадонна символизирует новый тип советской женщины, призванной не только рожать и воспитывать детей, но и принимать активное участие в строительстве нового уклада жизни. Не секрет, что в дореволюционной России роль женщины в общественной жизни страны была строго ограничена рамками быта. И уж никоим образом они не допускались к решению каких-либо глобальных проблем, ведь даже в семье, где всем заведовал и распоряжался мужчина, женщина практически была бесправна. Петров-Водкин хотел подчеркнуть, что благодаря событиям революции женщина стала полноправным членом общества. И именно на нее возлагались огромные надежды как на хранительницу очага, способную к строительству и благоустройству как своей жизни, так и жизни всей страны в целом. Мадонна в данном случае воспринимается как мать всего человечества.

С первых лет советской власти Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. В 1918- 1933 гг. он преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских – институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде.

Среди других известных его работ – «Играющие мальчики», «Девушки на Волге», «Автопортрет 1918 г.», «Купающиеся мальчики», «Черемуха в стакане», «1919 год. Тревога», хранящиеся в собраниях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Кроме того, Петров-Водкин известен как театральный художник, наиболее значительные работы в этой области –
формление спектаклей «Орлеанская дева» Ф. Шиллера и «Женитьба Фигаро» Бомарше.

С сайта http://jivopis.org

Картины художника на нашем сайте.