Художественная мастерская Арт-холст
+380506403802


О нас
Репродукции
 Художники
 Дарья Звекова
Фото на холсте
Мультипанели
Стань художником
Instagram на холсте
Старинные карты
Гравюры
Вся Одесса
Постеры
Эзотерические картины
Акции
Иконы
Статьи
  Технология производства репродукций
  Наш багет
  Мозаика, роспись стен, авторская мебель наших художников
  Наш новый продукт-мультипанельные художественные панно
  100 великих картин (Часть 1)
  100 великих картин (Часть 2)
  Старые фотографии
  Янтры и их значение
  Густав Климт
  Иконостас. Храм с. Мирное
  Эффект Брюллова
  Врубель и Лермонтов
  Пробуждение леса
  Музеи online
  Найдена картина Айвазовского
  Поль Гоген в "Луне и гроше" С. Моэма
  Самые дорогие картины мира
  Крупнейшие кражи шедевров живописи
  Украдена картина Дали
  Фрески в интерьере
Вопрос-Ответ
Ссылки
Книга отзывов
Контакты

RSS рассылка

Мы в twitter

 

Жерико Жан Луи Андре Теодор

ЖАН ЛУИ АНДРЕ ТЕОДОР ЖЕРИКО
Gericault Jean Louis Andr Thodore
26 сентября 1791 Руан –24 января 1824 Париж

Французский живописец и график, один из первых французских художников-романтиков. Большинство современников поняли его великую роль, когда он был уже мертв. И термин «романтизм» впервые появился в некрологе, посвященному Теодору Жерико.

Теодор Жерико имел две страсти - лошадей и живопись.

Родился в Руане в семье торговца табаком.

В 1808—11 гг. Теодор учится в Париже, сначала в мастерской К. Верне, затем — у П. Герена, копировал произведения старых мастеров в Лувре. Успех пришел к нему после создания картины «Офицер конных егерей, идущий в атаку» (Париж, Лувр), выставленной на Салоне 1812. Однако после поражения армии Наполеона в России тональность «военных» произведений Жерико резко меняется («Раненый кирасир, покидающий поле боя»).

Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн, выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают тёмные, оживлённые интенсивными цветовыми оттенками тона.

В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию. Во время пребывания в Италии в 1816–1817 Жерико открыл для себя искусство Микеланджело. Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине «Бег свободных лошадей» (то есть лошадей без всадников, которых в дни карнавальных празднеств пускали по узкой улице Корсо, ведущей от Пьяцца дель Пополо к Капитолию) (Лувр). Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – «Плот Медузы» (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. В основе сюжета картины — трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Художник писал полотно в течении двух лет: с 1818 по 1819 год. Придавая частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств — от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.

Жерико выступил пионером литографии во Франции («Возвращение из России»).

Если юношеские акварели Жерико (период русской кампании 1812 года, ему было двадцать лет) оставили нам незабываемые образы солдат Великой армии, то произведения, созданные художником в Италии (1816—1817), зачастую обретают пыл и великолепную широту эскизов Микеланджело.

В 1820 г. Жерико посетил Бельгию; оттуда художник отправился в Англию, где провел около двух лет вместе со своим другом, художником Шарле. В Англии Жерико познакомился с искусством английских пейзажистов, в частности Дж. Констебла; создал серии литографий (Большая и малая английские сюиты, 1820—21 гг.). В Англии Жерико познакомился с традицией колоризма, в то время почти не известной на континенте, увидел гравюры с изображением спортивных сцен и эпизодов из повседневной народной жизни. Картина с изображением скачек «Дерби в Эпсоме» (1822, Париж, Лувр) предвосхищает некоторые эффекты живописи импрессионистов.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал ряд произведений с изображением лошадей и скачек («Дерби в Эпсоме», «Скачки», «Почтовые лошади в конюшне»).

Жерико — автор ряда портретов («Портрет двадцатилетнего Делакруа», «Портрет карабинера», «Портрет мужчины» (Вандеец), «Мустафа»). Его кисти принадлежит серия портретов душевнобольных («Портрет сумасшедшей», «Сумасшедшая, страдающая манией игры»).

Среди произведений Жерико, выполненных после возвращения во Францию, «Пейзаж с печью для обжига извести» (1823, Париж, Лувр) и пять картин с изображением умалишенных (Лувр, Париж, Лион, Гент и частное собрание).

Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих, и они обрушили на мастера лавину невзгод. Достаточно упомянуть, что при жизни художника ни одна его картина не была приобретена государством.

В 1822 г. Жерико упал с лошади, получив тяжелую травму позвоночника, что явилось одной из причин его преждевременной смерти. Несчастья, будто сговорившись, обрушились на художника. Непризнание, бедность и, наконец, недуг, обрекший живописца на полную неподвижность, казалось, были призваны сломить мятежный дух мастера. Но Жерико не сдавался. Превозмогая страдания, наперекор всему он рисовал и записывал в дневник мысли, не дававшие ему покоя. За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Теодор Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. Он лежал подобно мумии, страшный своей худобой, и, тем не менее продолжал работать над эскизами к своему очередному полотну. Дюма был потрясен.

Художник скончался 24 января 1824 г. и был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый. Ему было всего тридцать два года.

Картины художника на нашем сайте.