Художественная мастерская Арт-холст
+380506403802


О нас
Репродукции
 Художники
 Дарья Звекова
Фото на холсте
Мультипанели
Стань художником
Instagram на холсте
Старинные карты
Гравюры
Вся Одесса
Постеры
Эзотерические картины
Акции
Иконы
Статьи
  Технология производства репродукций
  Наш багет
  Мозаика, роспись стен, авторская мебель наших художников
  Наш новый продукт-мультипанельные художественные панно
  100 великих картин (Часть 1)
  100 великих картин (Часть 2)
  Старые фотографии
  Янтры и их значение
  Густав Климт
  Иконостас. Храм с. Мирное
  Эффект Брюллова
  Врубель и Лермонтов
  Пробуждение леса
  Музеи online
  Найдена картина Айвазовского
  Поль Гоген в "Луне и гроше" С. Моэма
  Самые дорогие картины мира
  Крупнейшие кражи шедевров живописи
  Украдена картина Дали
  Фрески в интерьере
Вопрос-Ответ
Ссылки
Книга отзывов
Контакты

RSS рассылка

Мы в twitter

 

Ренуар Огюст

(1841-1919)

- французский живописец, график и скульптор. Сын Огюста Ренуара Жан считал непостижимой тайной то, что еще за тридцать лет до встречи с его матерью Алин Шериго его отец, совсем мальчишка, уже создал ее портрет. До рождения Алин оставалось десять лет, а ее облик в образе Венеры уже воплотился на одной из расписанных Огюстом Ренуаром ваз. Алин полностью отвечала представлениям Ренуара о женской красоте. Он считал, что для лица идеально, если глаза располагаются на половине расстояния от верха черепа до подбородка. Он любил женщин, склонных к полноте, был без ума от маленьких носиков, полных губок и белокурых волос. Сын, вспоминая свою мать, старался представить ее именно такой, какой она виделась его отцу: "...пропорции тела и черты лица Алин Шериго отвечали канонам Ренуара... ее миндалевидные глаза многое говорили о ее очень уравновешенном рассудке; ее поступь была легкой ("она приминала траву, не ломая ее")... она сохранила в себе бодрость родных полей, овеваемых легким восточным ветром, и умела вместе с тем уложить локон в прическе с наспех закрученным пучком, причем таким жестом, за которым Ренуар любил следить, "потому что он был в самом деле округлым".

Когда Ренуар познакомился со своей Алин, она, как и ее покинутая мужем мать, была портнихой. Все выходные влюбленные проводили среди друзей на Сене. Алин великолепно гребла, и они почти все время находились на воде или на какой-нибудь живописной лужайке. Ее образ можно встретить на многих картинах Ренуара. В конце жизни, разбитый параличом, Ренуар подолгу глядел на кресло, в котором любила сидеть Алин, и вспоминал, вспоминал...

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе в семье портного. Всего в семье было девять детей. Когда Огюсту было четыре года, семья переехала в Париж, поэтому Ренуар считал себя парижанином. Родители его не имели долгов и не общались с состоятельными людьми. Были довольно религиозными.

Еще будучи школьником, Огюст Ренуар начал учиться гравюре и рисованию мод. Особых же успехов он достиг в пении. Однако не стал певцом, а занялся разрисовкой фарфора, причем достиг в этом больших успехов. Ренуар рисовал не только орнаменты, но и портреты.

Был он довольно экономен. Например, как сам он говорил, чтобы не изнашивать подметки, старался ходить по середине немощеных улиц. Но скупым не был - мог, например, взять и истратить все свои деньги на кружевной воротник для сестры или на трость с золотым набалдашником для отца. Кроме фарфора Ренуар расписывал и веера, шторы, а в свободное время бегал в Лувр, чтобы полюбоваться на классические произведения искусства. В 1862-1864 годах Огюст Ренуар учился в Школе изящных искусств и у частного педагога Глейера. В это время он познакомился и подружился с А.Сисреем, К.Моне, Ф.Базилем. Ренуар с самого начала умел "почерпнуть у каждого мастера то удовольствие, которое он хочет нам дать". Особенно нравились ему картины "художника жизненной правды" Курбе и непревзойденного Э. Мане. Сначала Ренуар писал свои работы в закрытых помещениях, но уже в конце 60-х годов вместе с Базилем, Моне, Писсарро и Сислеем начал работать на открытом воздухе. Критики высоко оценили написанную им в 1867 году и через год представленную в Салоне "Лиз", а потом и "Портрет четы Сислей". Герои находятся в непринужденных, свободных позах, на полотне очень тонко передана игра рефлексов, художник пытался добиться передачи воздушной вибрации.

Поскольку на пленэре цвет предметов всегда вступает во взаимодействие со световыми рефлексами, Ренуар отказался от подмалевка и промежуточных переходов, писал только чистыми, несмешанными красками.

70-е годы можно считать самыми счастливыми в жизни Опоста Ренуара. В 1874 году за несколько дней до открытия официального Салона состоялась выставка "независимых", на которой экспонировались картины Дега, Сезанна, Ренуара, Моне, Сислея. Их тут же окрестили импрессионистами (по названию картины Моне "Impression" - "Впечатление"). "Единственное, что мы извлекли из этой выставки,- это ярлык "импрессионизм", который я ненавижу!" - говорил Ренуар. Пройдут годы, пока критика по. заслугам оценит насыщенный тонкими серебристо-жемчужными рефлексами, оттененный мягкими теплыми тенями колорит написанной в это время ренуаровской "Ложи", полных томной неги "Влюбленных" и другие его картины.

Ренуар искал поэзию не в утопических мечтах, а в реальном многолюдном Париже и его окрестностях. Он считал, что жизнь - это особое, радостное состояние души, и непревзойденно передавал все оттенки цветов, даже такого, казалось бы, простого - черного. Написанные в 1876 году "Мулен де ла Галет", "После обеда", в 1879 - "Зонтики", в 1883 - "Девушки в черном" - это сцены повседневной, порой просто будничной жизни, превращенные кистью великого мастера в настоящий праздник.

"Мулен де ла Галет" передает атмосферу бала, где все соткано из полунамеков, полуулыбок, лучезарной влюбленности. Студенты, художники, актрисы, кокетливые модистки, натурщицы... Они воплощают поэтический мир юности и солнца...

В 70-е годы Ренуар написал портреты известных французских актрис Анрио и Самари. Он очень любил ходить в театр и в актерах видел своих единомышленников, призванных дарить людям радость. "Травести" Анрио Ренуар написал в холодноватых, изысканных опаловых цветах. А "субретку" Самари, которую все считали одной из прелестнейших женщин, окружил сиянием звонких теплых тонов.

Необыкновенно чувственны, полны редких по изысканности переливов ренуаровские ню. Одна из лучших работ - "Этюд. Анна" - написана в 1876 году. Ее в свое время купил известный русский меценат С.Щукин, и теперь она находится в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Это не отвлеченный образ, а образ конкретной, необыкновенно привлекательной женщины. Ренуар написал ее среди разбросанных разноцветных тканей, которые наполняют все пространство картины легкими рефлексами и бликами, придают теплым телесным тонам особое живое, пульсирующее свечение. Художник разрешал натурщицам свободно двигаться, петь, разговаривать, а потом пытался передать естественную прелесть живой обнаженной натуры.

"Модель должна присутствовать, чтобы зажигать меня, заставить изобрести то, что без нее не пришло бы мне в голову, удерживать меня в границах, если я слишком увлекусь",- говорил Ренуар.

В 80-х годах Ренуар начал переосмысливать ню как классический мотив. В таком его полотне, как "Большие купальщицы", к работе над которым он приступил в это время, чувствуется его стремление к обобщенности, некоторой идилличности. Гамма цветов становится все более нежной и мягкой.

Ренуар очень беспечно относился к своим часто непревзойденным по чистоте и музыкальности рисункам. Многие из них утеряны. Работал он и в технике акварели. А в 80-е годы увлекся сангиной.

В 90-е годы он создал целую серию одевающихся, моющихся женских фигур, часто писал натюрморты.

Огюст Ренуар подолгу жил в разных деревушках Южной Франции, путешествовал по Германии, Англии, Алжиру, Италии, Испании и другим странам. Увлекался античностью.

В последние годы жизни парализованный Ренуар с трудом удерживал кисть в руке. Цвета его картин стали более приглушенными. Чаще всего он начал пользоваться красным, розовым и золотистым цветами (этот период часто называют "красным").

В этот период годы Ренуар сдружился со скульптором Майолем и сам увлекся скульптурой, сделал статуи "Венера" (отлита в бронзе в 1914-1916 гг.), "Прачка", "Моющаяся".

На переломе веков европейская культура переживала кризис, и многие художники утрачивали целостность мировосприятия. А Ренуар утверждал веру в здорового, духовно богатого человека.

Парализованный, он писал своих "Больших натурщиц". Приходившие позировать ему местные девушки едва сдерживали слезы. А он, отдавшись вдохновению, превознемогая боль, бывало, даже напевал...

Последнее, что написал Ренуар, были цветы - анемоны, которые нарвала ему его служанка. "Сегодня я что-то постиг!" - сказал он перед смертью.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека "Великие художники XX века"

Картины художника на нашем сайте.